Статья 14317

Название статьи

СООТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Авторы

Сибгатулина Фаиля Равильевна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры ИУИТ, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9),  fayasib@yandex.ru
Федорова Татьяна Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра физической культуры ИУИТ, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9), delcovatu@mail.ru

Индекс УДК

37.018.26

DOI

10.21685/2072-3024-2017-3-14

Аннотация

Актуальность цели. Отсутствие однозначности в понимании соотношения содержания педагогики и содержания социальной работы с детьми затрудняет постановку целей и задач социально-педагогической деятельности. Данная проблема может быть решена путем соотнесения педагогических средств воспитания и развития ребенка со средствами психосоциальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или имеющим склонность к девиантному поведению. Цель исследования – раскрыть характер связи между социокультурной компетенцией, социальной педагогикой и социальной работой с детьми, дать определение понятию «социально-педагогическая деятельность».
Материалы и методы. Исследовательские задачи были решены путем изучения педагогической, научно-методической литературы, литературы по теории и технологии социальной работы с детьми, а также применения компаративного метода, метода аналогий и индуктивных методов установления причинной связи явлений (метода сходства и метода различия).
Результаты. Определен характер связи педагогики и социальной работы с детьми в социально-педагогической деятельности через содержание социокультурной компетенции. Раскрыта структура и основные элементы содержания понятия «социально-педагогическая деятельность».
Выводы. Социально-педагогическая деятельность, раскрывающаяся через содержание социокультурной компетенции, проявляется в воспитательном процессе в виде «репрессивной», «компенсационно-охранительной» и «сбалансированной» практик. Социокультурное неблагополучие детей как объект социально-педагогической деятельности принимает форму «потенциальной девиации», «угрозы социального окружения» и «социальной незащищенности семьи». Соотнесение содержания педагогики и содержания социальной работы с детьми позволяет исследовать социально-педагогическую деятельность как область научно-педагогического знания и как профессиональную деятельность в виде конкретной воспитательной практики.

Ключевые слова

педагогика, социальная педагогика, социальная работа с детьми, социально-педагогическая деятельность

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Смирнова, Е. М. Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки / Е. М. Смирнова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 1. – С. 76–78.
2. Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории : учеб. пособие / А. Б. Тугаров, Е. В. Викторова. – Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. – 89 с.
3. Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе : учеб. пособие / В. Г. Краснова. – Волгоград : Изд-во Волг. ГУ, 2004. – 60 с.
4. Мардахаев, Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 4. – С. 21–26.
5. Забелина, Н. В. Педагогические условия в социальном образовании / Н. В. Забелина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета социальной работы КГМУ «Социальное образование в России: история, проблемы, перспективы развития» : мультимедийное пособие / В. А. Лазаренко, Т. А. Шульгина. – Курск : КГМУ, 2016. – С. 41–44.
6. Егорычев, А. М. Перспективы становления и развития отечественной социальной педагогики в контексте решения проблем построения нового общества / А. М. Егорычев // Alma-mater (Вестник высшей школы). – 2013. – № 6. – С. 15–20.
7. Гагаев, А. А. О нашей главной интуиции и ее педагогической поддержке / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (36). – С. 176–185.
8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для вузов / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2009. – 224 с.
9. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 447 с.
10. Тугаров, А. Б. Социально-педагогическая модель социальной работы как феномен прогрессивной педагогики / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Наука и образование в современном обществе: вектор развития : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – М. : АР-Консалт, 2014. – Ч. II. – С. 54–56.
11. Шевцова, Э. А. Соотношение социальной педагогики и социальной работы: педагогические аспекты / Э. А. Шевцова // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 14 ч. – Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2014. – Ч. 6. – С. 160–162.
12. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 141–148.
13. Боликова, Л. Ю. О соотношении понятий «компетентность» – «компетенция» – «эрудиция» / Л. Ю. Боликова, А. Н. Жалдыбина, Н. Н. Таньков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – № 2 (38). – С. 190–199.
14. Тугаров, А. Б. Травматические практики внутрисемейного воспитания детей: синтез педагогики и социальной философии / А. Б. Тугаров, А. В. Очкина,
Э. А. Шевцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (37). – С. 124–134.

 

Дата создания: 29.03.2018 13:05
Дата обновления: 06.04.2018 14:31