Авторы |
Сибгатулина Фаиля Равильевна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры ИУИТ, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9), fayasib@yandex.ru
Федорова Татьяна Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра физической культуры ИУИТ, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9), delcovatu@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность цели. Отсутствие однозначности в понимании соотношения содержания педагогики и содержания социальной работы с детьми затрудняет постановку целей и задач социально-педагогической деятельности. Данная проблема может быть решена путем соотнесения педагогических средств воспитания и развития ребенка со средствами психосоциальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или имеющим склонность к девиантному поведению. Цель исследования – раскрыть характер связи между социокультурной компетенцией, социальной педагогикой и социальной работой с детьми, дать определение понятию «социально-педагогическая деятельность».
Материалы и методы. Исследовательские задачи были решены путем изучения педагогической, научно-методической литературы, литературы по теории и технологии социальной работы с детьми, а также применения компаративного метода, метода аналогий и индуктивных методов установления причинной связи явлений (метода сходства и метода различия).
Результаты. Определен характер связи педагогики и социальной работы с детьми в социально-педагогической деятельности через содержание социокультурной компетенции. Раскрыта структура и основные элементы содержания понятия «социально-педагогическая деятельность».
Выводы. Социально-педагогическая деятельность, раскрывающаяся через содержание социокультурной компетенции, проявляется в воспитательном процессе в виде «репрессивной», «компенсационно-охранительной» и «сбалансированной» практик. Социокультурное неблагополучие детей как объект социально-педагогической деятельности принимает форму «потенциальной девиации», «угрозы социального окружения» и «социальной незащищенности семьи». Соотнесение содержания педагогики и содержания социальной работы с детьми позволяет исследовать социально-педагогическую деятельность как область научно-педагогического знания и как профессиональную деятельность в виде конкретной воспитательной практики.
|
Список литературы |
1. Смирнова, Е. М. Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки / Е. М. Смирнова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 1. – С. 76–78.
2. Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории : учеб. пособие / А. Б. Тугаров, Е. В. Викторова. – Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. – 89 с.
3. Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе : учеб. пособие / В. Г. Краснова. – Волгоград : Изд-во Волг. ГУ, 2004. – 60 с.
4. Мардахаев, Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 4. – С. 21–26.
5. Забелина, Н. В. Педагогические условия в социальном образовании / Н. В. Забелина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета социальной работы КГМУ «Социальное образование в России: история, проблемы, перспективы развития» : мультимедийное пособие / В. А. Лазаренко, Т. А. Шульгина. – Курск : КГМУ, 2016. – С. 41–44.
6. Егорычев, А. М. Перспективы становления и развития отечественной социальной педагогики в контексте решения проблем построения нового общества / А. М. Егорычев // Alma-mater (Вестник высшей школы). – 2013. – № 6. – С. 15–20.
7. Гагаев, А. А. О нашей главной интуиции и ее педагогической поддержке / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (36). – С. 176–185.
8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для вузов / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2009. – 224 с.
9. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 447 с.
10. Тугаров, А. Б. Социально-педагогическая модель социальной работы как феномен прогрессивной педагогики / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Наука и образование в современном обществе: вектор развития : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – М. : АР-Консалт, 2014. – Ч. II. – С. 54–56.
11. Шевцова, Э. А. Соотношение социальной педагогики и социальной работы: педагогические аспекты / Э. А. Шевцова // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 14 ч. – Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2014. – Ч. 6. – С. 160–162.
12. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 141–148.
13. Боликова, Л. Ю. О соотношении понятий «компетентность» – «компетенция» – «эрудиция» / Л. Ю. Боликова, А. Н. Жалдыбина, Н. Н. Таньков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – № 2 (38). – С. 190–199.
14. Тугаров, А. Б. Травматические практики внутрисемейного воспитания детей: синтез педагогики и социальной философии / А. Б. Тугаров, А. В. Очкина,
Э. А. Шевцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (37). – С. 124–134.
|